Student.gomel.by
На главную ... Контакты ... Университеты ... Частые вопросы ...
Заказать курсовую ...
Репетитор по информатике ...
Условия ...
Так сколько же стоит?


Заказать самостоятельную работу. СУРС.



Вариант 3. Проект «Автозаправки»

Фирмы – поставщики автомобильного топлива – «Белнефтехим», «Славнефть», «Лукойл» и др. имеют сеть заправочных автостанций в Республике Беларусь. На автозаправках реализуется за безналичный расчет с помощью специальных пластиковых карт автомобильное топливо всех видов – бензин-А80, бензин-АИ92, бензин-АИ95, дизельное топливо, газ, керосин. Необходимо спроектировать базу данных «Автозаправки», информация которой будет использоваться для анализа продаж автомобильного топлива за безналичный расчет клиентам по видам топлива в сети заправок конкретной фирмы-производителя, продаж различных видов топлива клиентам по всем заправочным станциям, спроса на автомобильное топливо в динамике за определенные промежутки времени и др.

В БД должна храниться информация о:
  • Клиентах: карт-счет клиента, Ф.И.О. клиента, адрес, телефон;
  • Автозаправках: код автозаправки, название фирмы, адрес автозаправки;
  • Фирмах: название фирмы, юридический адрес, телефон;
  • Топливе: код топлива, вид топлива, единица измерения, цена (руб.);
  • ежедневной Продаже топлива клиентам: дата продажи, карт-счет клиента, код автозаправки, код топлива, количество (в натуральном выражении).
При проектировании БД необходимо учитывать следующее:
  • фирма имеет несколько автозаправок. Автозаправка принадлежит только одной фирме;
  • фирма предоставляет несколько видов топлива. Каждый вид топлива предоставляется несколькими фирмами;
  • каждый вид топлива связан с несколькими продажами. Продажа связана с одним видом топлива;
  • на автозаправке осуществляются несколько продаж. Продажа топлива связана с одной автозаправкой;
  • с клиентом могут быть связаны несколько продаж. Продажа связана только с одним клиентом.
Кроме того следует учесть:
  • каждая фирма обязательно имеет автозаправки. Каждая автозаправка обязательно принадлежит определенной фирме;
  • каждая фирма обязательно предоставляет топливо. Каждый вид топлива обязательно поставляется фирмами;
  • топливо некоторого вида не обязательно связано с продажами. Каждая продажа обязательно связана с топливом некоторого вида;
  • на каждой заправке обязательно осуществляются продажи топлива. Каждая продажа обязательно связана с автозаправкой;
  • с клиентом не обязательно связаны продажи топлива (клиент может не осуществлять покупки топлива). Каждая продажа топлива обязательно связана с клиентом.
В базе данных должна быть предусмотрена возможность пересчета цены топлива в связи с изменением индекса цен, увеличения цены топлива или курса национальной валюты по отношению к корзине мировых валют.

Необходимо выполнить

1. Концептуальное проектирование. В программах MS VISIO, Dia, Diagram Designer, ERWin Разработать ER-модель предметной области, описанной в проекте. Каждую сущность охарактеризовать набором атрибутов. 1. Определить сущности 2. Определить связи между сущностями 3. Создание ER-модели предметной области 4. Определить атрибуты a. имя атрибута и его описание; b. тип и размерность значений; c. значение, принимаемое для атрибута по умолчанию (если такое имеется); d. может ли атрибут иметь Null-значения; e. является ли атрибут составным f. является ли атрибут расчетным 5. Определить значения атрибутов (Например, атрибут "Тип счета" может иметь только значения "депозитный", "текущий", "до востребования", "карт-счет") 6. Определить первичные ключи для сущностей 7. Обсудить полученную концептуальную модель с преподавателем

2. Логическое проектирование. Преобразовать ER-модель в реляционную модель. Полученные таблицы проверить на соответствие требованиям 1НФ, 2НФ, 3НФ. 1. Выбрать модель данных (реляционная) 2. Определить набор таблиц исходя из ER-модели 3. Провести нормализацию таблиц 4. Определить требования поддержки целостности данных a. обязательные данные. Выясняется, есть ли атрибуты, которые не могут иметь Null-значений; b. ограничения для значений атрибутов. Определяются допустимые значения для атрибутов; c. целостность сущностей. Она достигается, если первичный ключ сущности не содержит Null-значений; d. ссылочная целостность. Она понимается так, что значение внешнего ключа должно обязательно присутствовать в первичном ключе одной из строк таблицы для родительской сущности; e. ограничения, накладываемые бизнес-правилами. Например, в случае с проектом БАНК может быть принято правило, запрещающее клиенту распоряжаться, скажем, более чем тремя счетами. 5. Обсудить полученную логическую модель с преподавателем

3. Физическое проектирование. Создать в СУБД Access БД, указанную в проекте, согласно разработанной реляционной модели. Заполнить базу данных информацией достаточной для ее тестирования. 1. Создайте необходимые таблицы, согласно предметной области. 2. Установите типы данных (счетчик, текстовый, числовой и т.д.), описание и другие необходимые свойства полей (размер поля, маску ввода, подпись, значение по умолчанию и т.д.) созданных таблиц. 3. Определите первичные ключи в созданных таблицах.

4. Определите необходимые связи между таблицами, задайте необходимые параметры обеспечения целостности данных и вид объединения. 5. В схеме данных проверьте правильность созданных таблиц и связей между ними. 6. Заполните созданные таблицы данными (минимум 10 записей на таблицу).

Форма отчетности:
  • описание используемой нотации;
  • изобразить и распечатать ER-модель;
  • распечатать наборы атрибутов сущностей, представленные в виде таблиц. В них указать имена атрибутов и ключевые атрибуты выделить жирным шрифтом;
  • изобразить и распечатать реляционную модель.


Сформулировать и сконструировать в СУБД Access запросы к БД:
  • на вывод некоторых полей из двух таблиц;
  • на вывод данных по условию, представляющему выражение:
  • типа сравнения;
  • с логическим оператором «И»;
  • с логическим оператором «ИЛИ»;
  • с вычислениями над полями БД;
  • параметрический;
  • на внесение изменений в БД.
Форма отчетности

Распечатать формулировки запросов в вышезаданном порядке и результаты их выполнения. 1. При наличии в БД двух сопоставимых полей (например, «Цена розничная», «Цена оптовая») сконструировать форму с диаграммой. В качестве источника данных для формы выбрать таблицу БД или создать запрос, в которых должны содержаться эти поля. На диаграмме представить их значения.

При отсутствии в БД двух сопоставимых полей сконструировать форму с вкладками. Для этого поля некоторой таблицы БД разбить на две части по некоторому признаку. На одной вкладке формы представить одну часть полей этой таблицы, а на второй вкладке – другую часть полей.

2. Сконструировать составную форму на основе двух таблиц, участвующих в связи 1: М. В ней создать:
  • главную форму по таблице на стороне 1;
  • подчиненную форму по таблице на стороне М. Задать для главной и подчиненной форм светлый фон разного цвета. Формы должны иметь заголовок и примечание, в котором следует указать данные о разработчике – Ф.И.О. и шифр группы.

    Сконструировать отчет, вид которого следует выбрать из раздела «Отчеты, выводимые на основе базы данных». В отчете произвести вычисления в строках и подвести частные и общие итоги (если они указаны). Предусмотреть шрифтовое оформление отчета.

    Отчет должен иметь примечание, в котором следует указать данные о разработчике – Ф.И.О. и шифр группы.

    Форма отчетности

    1. Распечатать отчет.

    1. Каждая таблица БД характеризует некоторую сущность, а ее строка – некоторый экземпляр этой сущности.

    Сформулировать задание на разработку макроса с условием. Этот макрос должен при наличии экземпляров сущности, удовлетворяющих некоторому условию, выдавать сообщение об этом; в противном случае – сообщение об отсутствии таких экземпляров.

    Сконструировать данный макрос.

    2. Сформулировать задание на разработку макроса, связанного с некоторым событием:
    • или ранее созданной формы, или ее элементов управления, или ее разделов;
    • или ранее созданного отчета, или его разделов.
    Сконструировать данный макрос. Форма отчетности 1. Распечатать формулировки заданий на разработку макросов. 2. Распечатать тексты макросов. Сформировать запросы на языке SQL: 1) на создание новой таблицы в БД с именем НОВАЯ, содержащей поля некоторых двух таблиц БД (одно из полей должно быть текстовым); 2) добавление в таблицу НОВАЯ трех записей; 3) изменение значения некоторого поля этой таблицы на другое значение; 4) выбор из таблицы НОВАЯ некоторых полей с сортировкой по одному из них; 5) выбор из этой таблицы записей, у которых значения текстового поля соответствуют заданному Вами шаблону; 6) удаление одной записи из таблицы НОВАЯ. Форма отчетности 1. Распечатать формулировки всех запросов и соответствующие им команды на языке SQL. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА 1. Отчет выполняется на стандартных листах писчей бумаги формата А4 (210 х 290 мм) с одной стороны листа. 2. Первая страница оформляется в соответствии с Приложением 1. 3. Страницы отчета нумеруются. На первой странице номер не ставится. 4. На второй странице отчета дается постановка задачи. 5. На последующих страницах излагается содержание работы. 6. На последней странице помещается список использованной литературы в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия работы, места, года издания, количества страниц. Для Интернет-ресурсов необходимо указание полного адреса. 7. После списка литературы студент ставит дату написания отчета и свою подпись. 8. К отчету должен быть приложен диск CD со всеми электронными материалами (диаграммами, базами данных, презентация). Работа и отчет, выполненные не в соответствии с данными правилами, не принимаются и не проверяется. ПРОВЕРКА И ЗАЩИТА Отчет сдается преподавателю, который проверяет его, пишет рецензию, в которой указывает достоинства и недостатки. После проверки студент забирает отчет и знакомится с рецензией. Если недостатки существенны, студент дорабатывает отчет в соответствии с замечаниями. Если работа проведена качественно и отчет сформирован в соответствии с требованиями, то студент допускается к собеседованию. Во время собеседования преподаватель выясняет уровень владения знаниями и навыками и проверяет наличие электронной версии второго и третьего заданий, а также оценивает качество выполненной работы.



  • репетитор, репетиторы, репетитору, репетитора